Наш телефон +7 (499) 704-22-65
Режим работы
с 10:00 до 18:00,
сб с 10 до 15,
вс - выходной

Дисграфия у детей: восстановление нарушения мелкой моторики

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Я миолог с успешным 30-летним опытом работы, поэтому причину лечения дисграфии буду излагать с точки зрения проблем, связанных с мышцами. В статье я буду приводить мнения педагогов с моими комментариями.

 
Дисграфией называют сложность овладения письмом при нормальном уровне интеллектуального развития.

Дисграфия характеризуется нарушением написания слов и предложений по принципу фонетики. Результатом рассматриваемого нарушения, встречаемого у детей, является возникновение большого числа орфографических ошибок, ведущих к нарушению фонетического состава слова.

С нормальной работой мышц связаны:

  • умение писать, любое движение ребенка – это движение мышцами;
  • умение говорить, рот открывают мышцы;
  • умение видеть, глазодвигательные мышцы.

Ручку во время письма ребенок держит пальцами рук. Казалось бы, все просто – работай пальцами и будешь четко писать и рисовать. Чтобы заработали пальцы, должны быть расслаблены мышцы плеча (бицепсы), мышцы шеи и спины.

На примере восстановления мелкой моторики и устранения дисграфии Владика, покажу как я эмендическими процедурами преодолел проблему ребенка. На момент съемок Вадику было 8 лет, и он учился во втором классе.

В результате восстановления почерк ребенка стал красивый и ровный, смотрите видео:

Кроме того, воздействуя эмендическим массажем на мышцы спины, шеи, а также на грудные мышцы, у Владика улучшилась речь.

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Как видите, мой метод лечения дисграфии эффективный, что подтверждают приведенные выше видео.

 

Работа с Егором

Егору 6 лет. Мама ребенка обратилась ко мне с просьбой восстановить ее сына от мышечной слабости в пальцах рук. Егор мог держать ручку или совок в руках не более 3 минут. За это время руки уставали так сильно, что не было разговора о том, чтобы письмо было красивое. Подробнее на видео:

Работа с Богданом

Богдану 3 года. Ребенок родился глубоконедоношенным весом всего 730 грамм. Делая Богдану эмендические процедуры шейно-воротниковой зоны, я добился свободного движения рук.

Педагоги подразделили дисграфию на виды, о чем дальше пойдет речь более подробно.

Виды дисграфий

Артикуляторно-акустическая

Причиной возникновения такого вида дисграфии является трудность при разделении предложения на отдельные слова, возникающая на фоне нарушений функции языкового анализа и синтеза. Кроме того, у таких детей есть трудности при делении слов на слоги и звуки. При артикуляторно-акустическом виде на письме не всегда присутствуют орфографические ошибки, они могут проявляться в устной речи. Ребенок заменяет буквы на другие или же пропускает их вовсе. После коррекции устной речи у ребенка могут оставаться ошибки на письме. В таком случае ребенок пишет слова так, как произносит их. Могут появляться замены глухих звуков на звонкие, шипящих – на свистящие.

 

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Мой комментарий, касаемо вопроса артикуляторно-акустической дисграфии. Речь и письмо – это движения мышц. Нарушения в движении мышц влечет за собой и нарушения в письме и речи.

 
Акустическаядисграфия

В данном случае возникает нарушение распознавания произносимой речи. При этом буквы заменяются на фонемно схожие (ручка-рущка) на письме, однако произношение остается правильным. Часто выявляется неправильностью в обозначении мягкости на письме (луди). Чаще всего дисграфия такого вида наблюдается у детей дошкольного возраста (до 7 лет).

 

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Неправильность мягкости в письме нужна ребенку, чтобы не напрягать некоторые участки мышц, которые из-за своего отека не дают писать легко.

 
Аграмматическая дисграфия

При дисграфии такого вида у ребенка наблюдается нарушение грамматического строя речи. Проявляется на всех уровнях письменной речи (слово, словосочетание, предложение, текст). Есть трудность в установлении связей (как логических, так и языковых) между предложениями, абзацами, отдельными словами и словосочетаниями. Событийная последовательность, изложенная в тексте, не подчиняется логике описываемых событий. Нередко встречается замена суффиксов (волна забежала на берег).

 

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов
Аграмматическая дисграфия встречается чаще у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Этот синдром есть у детей с проблемными мышцами спины и шеи.
 
Оптическая

При возникновении оптической дисграфии у детей есть трудности в написании отдельных букв. Механизм возникновения такой дисграфии заключается в том, что ребенок не понимает процесса соединения отдельных элементов буквы в единое целое, и, соответственно, процесса их написания.

 

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Оптическая дисграфия встречается у детей с синдромом гипервозбудимости – состоянии, при котором мышцы начинают быстро утомляться от перевозбуждения. Поэтому не получается процесс соединения. Ребенок понимает, как соединять, но физически сделать это не может из-за того, что мышцы устали двигаться.

 
Смешанная

Дисграфия смешанного вида является диагнозом в том случае, когда у ребенка обнаруживаются одновременно несколько видов описываемых нарушений.

 

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Смешанная дисграфия связана с проблемами разных групп мышц.

 

Классификация по Токаревой

Акустическая

Такой вид нарушений связывают с недостатками фонематического слуха. При этом ребенок не может верно соотнести звук и букву. Вследствие данного расстройства в письме ребенка наблюдается смещение букв в сторону фонетически-близких, перестановки букв, их пропуски.

Моторная

Возникновение дисграфии такого вида является результатом неполноценности деятельности двигательного анализатора. В результате расстройства появляются сложности в движении руки при написании букв, а как следствие – отсутствует выработка буквенных двигательных формул. Кроме того, моторная дисграфия может проявляться в снижении качества проговаривания слова, на произношение которого ребенок ориентируется, чтобы уточнить его фонетический состав.

Оптическая

Возникновение оптический дисграфии связано с недостаточностью развития зрительных систем коры больших полушарий головного мозга. Это может проявляться в затрудненном узнавании и запоминании буквы. При этом ребенок дошкольного возраста или подросток путает, или смешивает между собой оптически похожие буквы, неверно располагает их элементы, путает количество таких элементов.

Причина дисграфии – энцефалопатия, даже если невролог не выставил диагноз

Дисграфия является нарушением навыка письма у человека.

Подпишитесь на каналы
Канал клиники →
Личный канал →

В нормальном процессе письма и рисования участвуют мышцы, осуществляющие сгибание ладони и движение пальцев рук. К ним относятся 21 мышца!

Если какая-то из этих мышц не будет полностью выполнять свою функцию во время выполнения письма, почерк изменится в худшую сторону.

В процессе письма и рисования должны быть полностью расслаблены мышцы шеи и спины, бицепсы. Мышцы предплечья, кисти, пальцев задействованы в этом процессе практически полностью.

Патогенез дисграфии

Профессор педагогических наук, психолог А.Р. Лурия поделил мозг на 3 основных блока:

  1. Отвечающий за регуляцию бодрствования и тонуса.
  2. Отвечающий за хранение, переработку и прием информации.
  3. Отвечающий за контроль, регуляцию и программирование психической деятельности.

Каждый из этих блоков включает в себя компоненты, регулирующие процесс письма. Недостаточное развитие любого из этих компонентов приводит к возникновению своеобразных затруднений на письме.

Особое внимание Лурия уделил нарушениям в работе компонентов 3 блока, который, по его мнению, отвечает за контроль, регуляцию и программирование психической деятельности. Профессор Лурия бездоказательно посчитал, что, выдуманный им третий блок, включает в себя серийную организацию механических движений и контроль акта движений мышц непосредственного письма.

Профессор Савельев, который является заведующим лабораторией мозга Российской академии наук, не согласен с точкой зрения психолога. Не существует никаких блоков в лобной доле человека, отвечающих за письмо и движение мышц. Лобные доли – это центры контроля социального поведения. Движения мышц для письма происходит не координировано конкретными структурами мозга и не зависят от того, есть патология в нейронах или все в норме.

Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Мое мнение: ребенок с дисграфией легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает из-за отека в мышечных клетках мышц спины, шеи, плеча и грудных мышцах. Внимание и логика у таких детей развиты слабо. Заметны нарушения в осуществлении речевой функции: речевая продукция крайне бедна, примитивна по синтаксической выразительности и разнообразию.

 

При поведении интеллектуальных тестов выявляется заниженный уровень обобщающей двигательной функции. Дети медлительные, у них выявляется неспособность к выполнению серийных движений. Более того, дети с таким поражением головного мозга не проявляют стремления к улучшению результатов. Активность детей в играх, особенно соревновательного характера, не уступает таковой у сверстников. Однако эта активность носит кратковременный характер.

На примере моей пациентки Татьяны вы увидите разницу в соревновательной активности двух девочек. Мышцы Татьяны восстановлены эмендическими процедурами. Мышцы другой девочки отечные. Детали на видео:

Способы лечения дисграфии у детей

В подавляющем большинстве случаев дисграфия проявляется пропусками букв и целых слогов – это является признаком того, что ребенок с трудом выделяет некоторые звуки на слух. Устранение нарушения малоэффективны, так как коррекция и лечение дисграфии построены, в первую очередь, на общении с психологом и логопедом.

Психологи и педагоги пытаются:

  1. Ликвидировать нарушения в произношении звуков.
  2. Обогащают словарный запас.
  3. Корректировать грамматический аспект речи.
  4. Развивать анализ и синтаксис письма.
  5. Развивать слуховое и пространственное восприятие.
  6. Развивать мышление, память, двигательный аспект.
  7. Улучшать осмысленность речи.
  8. Закрепить полученные навыки.
Доктор Никонов фото
Доктор Никонов

Довольно часто при коррекции дисграфии детям назначается медикаментозное лечение. Но так как оно не устраняет белковый отек в мышцах шейно-воротниковой зоны, на коррекцию дисграфии никак не влияет.

 

Подпишитесь на каналы
Канал клиники →
Личный канал →

Поделиться статьей:
Написать отзыв

Ваша оценка к статье:

Стоимость письменного обращения к доктору -5 000 рублей
Длительность сеанса:
для взрослого - 60 мин.
для ребенка – 20-60 мин.